Комментарии к законопроекту об освобождении от налогообложения доходов, полученных при ликвидации КИК – второй этап декларирования (на момент написания статьи Федеральный закон от 19.02.2018 № 34-ФЗ еще не был принят) .
Далее приводятся комментарии по второму этапу декларирования активов, полученных при ликвидации иностранной компании. Более ранние статьи по первому этапу декларирования сохранены нами без изменений для возможности сравнения. При этом в комментариях по второму этапу декларирования мы не дублируем уже ранее опубликованные тексты, а приводим только отличия. Таким образом, данные комментарии рассчитаны уже на «опытного пользователя».
30.01.2018 г. подготовлен законопроект № 377596-7 (на момент написания статьи Федеральный закон от 19.02.2018 № 34-ФЗ еще не был принят) о внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)». Представляем вашему вниманию наши комментарии к данному законопроекту.
- Срок ликвидации иностранной компании продлен до 1 марта 2019 года.
-
Освобождено от налогообложения получение денежных средств при ликвидации иностранной компании.
- Необходимо учитывать, что выплата денежных средств на зарубежный личный счет физического лица (бенефициара) — валютного резидента РФ прямо не указана в числе разрешенных валютных операций (ст.12 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле).
- В связи с этим для избежания рисков штрафа 75-100% от суммы валютной операции рекомендуется проводить такую выплату на счет физического лица (бенефициара) в банке в РФ.
- При невозможности такой выплаты на счет в банке в РФ необходимо подавать специальную декларацию по амнистии после того, как пройдет фактическая выплата денежных средств. В этом случае бенефициар будет освобождаться от ответственности на основании уже другого нормативного акта.
- Уведомления об участии в иностранных организациях и Уведомления о КИК можно подать с нарушением сроков и без штрафов при условии, что данные уведомления подаются вместе со Специальной декларацией в рамках второго этапа декларирования.
-
Амнистия не распространяется на налогообложение прибыли КИК. При этом формулировка закона следующая: «...положения настоящего подпункта не распространяются на обязанность по уплате налогов, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса, подлежащих уплате в отношении прибыли и (или) имущества контролируемых иностранных компаний».
- На текущий момент не ясно, каким образом будет трактоваться «и(или) имущества». Предполагается, что контролирующее лицо платит налог с нераспределенной прибыли КИК. И в этом случае понятна логика законодателя — не распространять амнистию на вновь заработавшие с 2015 года правила налогообложения (иначе зачем было их вводить с 2015 года). Однако не ясно, каким образом можно не распространять амнистию на имущество КИК, если налогообложение отдельно имущества КИК и так не предусматривается. Можно ли трактовать это так, что амнистия не распространяется, например, на налог на имущество с недвижимости КИК, находящейся на территории РФ? Полагаем, что да.
-
Введена принципиально новая возможность учесть расходы при реализации (погашении) налогоплательщиком ценных бумаг, ранее полученных им от номинального владельца. Условия следующие:
-
Номинальный владелец должен быть указан в Специальной декларации.
- На первом этапе декларирования мы рекомендовали указывать номинальных держателей, если производился трансфер акций самих КИК (не котирующихся ценных бумаг, а именно акций самой компании) от номинального держателя на бенефициара. Иначе могло быть налогообложение такого «дарения» по рыночной стоимости таких акций.
- Таким образом, появляется дополнительная возможность для таких налогоплательщиков при продаже этих акций учесть еще и расходы (оценка данных расходов рассмотрена ниже).
-
Стоимость ценных бумаг должна быть документально подтверждена по данным учета передающей стороны на дату их передачи, но не выше рыночной стоимости.
- Мы предполагаем, что в практике номинального сервиса иностранных компаний никто никогда не делал учетных регистров самих номинальных держателей, если таковые являются физическими лицами. Возможно это сделать для номинального держателя — юридического лица, и более того это нормально, если такой номинальный держатель, например, работает по договору доверительного управления. В любом случае предполагаем, что здесь возможно составление неких отдельных учетных регистров, которые бы фиксировали учетную стоимость ценных бумаг и применяемые стандарты учета.
- Для подтверждения стоимости ценных бумаг (и что не превышена их рыночная стоимость) потребуется выписка банка (брокера) на дату передачи ценных бумаг налогоплательщику.
-
Номинальный владелец должен быть указан в Специальной декларации.
-
Аналогичная возможность учесть расходы предусмотрена и для случаев реализации или ином выбытии прочего имущества (имущественных прав), полученных от номинального держателя. Например, некотирующиеся ценные бумаги, доли, права требования по займу и т.п.
-
При этом есть небольшое отличие от предыдущего пункта. Определение суммы расходов будет осуществляться по меньшей из величин:
- учетная стоимость по данным передающей стороны на дату передачи, или
- рыночная стоимость на дату передачи.
- Таким образом, для этой группы имущества (имущественных прав) придется заказывать независимую оценку, чтобы подтвердить, что учетная стоимость не превышает рыночную. В данном случае понятно, что учетная стоимость будет максимально приближена к рыночной, поскольку учетные регистры номинального держателя — понятие весьма условное.
-
При этом есть небольшое отличие от предыдущего пункта. Определение суммы расходов будет осуществляться по меньшей из величин:
- Условие о непризнании иностранной компании налоговым резидентом РФ (ст.246.2 Налогового кодекса РФ) также пролонгировано: необходимо успеть ликвидировать компанию до 1 марта 2019 года.
-
Действие положений пункта 60 статьи 217 и пункта 10 статьи 309.1 Налогового кодекса РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.
- Это дополнительно устраняет возможные нестыковки, если бы, например, иностранная компания была бы ликвидирована в периоде с 01.01.2018г. до даты вступления в силу рассматриваемого закона (законопроекта).
-
Кроме того, это открывает возможность для возврата излишне уплаченного НДФЛ с суммы денежных средств, полученных при ликвидации иностранной компании.
- Налогоплательщики не всегда могли структурировать распределение имущества (имущественных прав) при ликвидации, чтобы полностью избежать выплаты денежных средств.
- Однако если налогоплательщики получали денежные средства формально в виде дивидендов или, например, займов (с последующим прощением долга и уплатой НДФЛ), то такие выплаты не подпадают под действие льготы.
Информация по теме
- Подача добровольной декларации в связи с законом об амнистии капиталов, консультации
- Получение налогового вычета при ликвидации иностранной компании
- Комментарии к закону от 19.02.2018 № 33-ФЗ о налоговой амнистии — второй этап декларирования
- Обзор закона об амнистии капиталов физических лиц.
- Закон о деофшоризации: требования, предъявляемые к контролируемым иностранным компаниям, последствия несоблюдения закона, действия резидентов РФ в связи с принятием данного документа.
- Трактовки норм законодательства о КИК и налоговой амнистии на примере декларирования иностранного инвестиционного счета. Прогнозы по применению норм.